Где находится Колизей? Интересные факты

Стадионы и болельщики

Вам известно, в какой стране начал свое существование объект, ставший каноничным шаблоном для современных стадионов? Это страна Италия, современное южно-европейское государство на Апеннинском полуострове. Еще до нашей эры враждовавшие поселения, рассыпанные по холмам, консолидировались в имперский Древний Рим. А вскоре возникший Колизей оказался объединяющим центром.

Колизей
Колизей

Юлии, Клавдии и Флавии

Колизей в Риме является сегодня одним из самых общепризнанных классических зданий. Даже спустя 2000 лет после его постройки, несмотря на столетия разрушения и разграбления, он мгновенно узнаваем. Это был первый постоянный амфитеатр, возведенный в Риме, и самая впечатляющая арена, которую когда-либо видел античный мир.

С размещением для 60,000 сидящих и 10,000 стоящих, при этом все могли войти и выйти в течение нескольких минут, благодаря 80-ти входам и выходам. Это конструкция, у которой дизайнеры современных спортивных комплексов, могли бы поучиться. Название Колизей, на самом деле, появилось не сразу. Первоначально он был известен как амфитеатр Флавия и задумывался как своеобразный римский политический жест – подарок от новой династии римских императоров народу, дабы осчастливить его не только хлебом, но и зрелищами.

В 68 году н.э. умер император Нерон, а вместе с ним упокоилась династия Юлиев-Клавдиев. Веспасиан был провозглашен императором и решил, что городу нужен новый культурный объект. Будучи правителем дальновидным, он понимал, что такое нововведение одновременно и порадует население, и оставит долговечный памятник величию императора. Справедливости ради надо упомянуть, что первая небольшая каменная арена в городе была построена в 29 году до н.э., ее пытался достроить Калигула, а при Нероне она дотла сгорела в огне, который охватил Рим жарким летом 64 года.

Колизей внутри
Колизей внутри

Великолепное было сооружение, судя по всему. Риму нужен был новый стадион, а новому правителю хотелось предать забвению расточительное и алчное правление Нерона, который завладел общественными землями в сердце Рима и выстроил дворец. Получилось очень впечатляюще: Золотой дом с парком в сто двадцать гектаров, с огромным озером, подобным морю. Веспасиан решил вернуть землю народу Рима.

Наиболее мудрые римские правители всегда понимали, что императоры – не боги, и правят, в конечном счете, с согласия народа. Примечательно, что на строительство арены ушло всего 10 лет, и глазам современников предстало одно из самых впечатляющих произведений архитектуры, которые видел мир. В наши дни, в 21-м веке Колизей получил заслуженное признание и объявлен одним из Семи Новых Чудес Света.

Колизей представляет собой огромный эллипс с многоярусными сиденьями, с овальной ареной внутри. Театр был построен в основном из местного известняка с внутренними боковыми стенами из кирпича, бетона и вулканического камня (туфа). Своды были сложены из более светлой пемзы. Наличие бетона в столь далекие времена, возможно, станет сюрпризом для многих. Этот сверхпрочный материал изобрели именно древние римляне, и он позволил им строить большие устойчивые сооружения.

Бетон, облицованный кирпичом, использовался для верхних уровней и для потолочных сводов. Характерные округлые арки, которые использовали строители, также обеспечивали большую прочность и поддержку, равномерно распределяя вес верхних ярусов. Древние архитекторы мастерски использовали смешение стилей. Римляне, возможно, не могли равняться с греками в архитектурном новаторстве, но в деталях проявили творческую креативность.

Три яруса аркад имели фасад из трех четвертей колонн и перекрытий, с последовательностью архитектурных ордеров: Дорический на первом этаже, Ионический на втором, Коринфский на третьем. На мансардном этаже стояли коринфские пилястры и маленькие квадратные окна в чередующихся нишах. Вдоль верхней части были кронштейны и гнезда для поддержки навеса, обеспечивающего тень … первая спортивная арена с раздвижной крышей.

Восемьдесят расходящихся стен поддерживали поднимающиеся ярусы сидений для пятидесяти тысяч зрителей, а также лестницы и проходы, соединявшие огромный комплекс. За внешними стенами лестницы соединялись с уровнями, и Колизей имел много общего с современным футбольным стадионом. Здание имело следующие параметры:

  • четыре этажа.
  • высота — 45 метров.
  • ширина -189 на 156 метров.
  • овальная арена размером 87,5 м на 54,8 м.
  • крытый брезентовый навес.
  • вместимость — 50 000 зрителей.

Фасад поднялся до 48,5 метров, примерно на высоту 15 современных этажей.

Гладиаторы, львы и мученики

Веспасиан начал строить свой амфитеатр, а его сын Тит ознаменовал открытие играми продолжительностью 100 дней (не намек ли это на гордыню, которая привела к окончательному падению Рима?). Самыми популярными зрелищами были гладиаторские игры. Рядом с ареной находились четыре тюрьмы, где обучали бойцов.

Зрелища часто длились от рассвета до заката, и гладиаторы обычно начинали представление с процессии колесниц, сопровождаемой трубами и даже гидравлическим органом, а затем спешивались и обходили арену, каждый приветствуя императора знаменитой строкой: Ave, imperator, morituri te salutant! (Приветствую тебя, император, идущие на смерть приветствуют тебя!).

Два входа использовались для гладиаторов. Один из них называли в честь римской богини смерти, через него мертвых удаляли с арены. Другой дверью были врата, через которые победители и те, кому позволили выжить в состязаниях, покидали арену. Последние две двери предназначались исключительно для императора.

Внутри театр, должно быть, был еще более впечатляющим, когда три яруса сидений были заполнены всеми слоями населения. Вокруг арены раскинулась широкая мраморная терраса (подиум), защищенная стеной, внутри которой находились престижные места или ложи, откуда император и другие сановники могли наблюдать за событиями.

За пределами этой зоны мраморные скамьи были разделены на зоны: для богатых частных лиц, граждан среднего класса, рабов и иностранцев и, наконец, деревянные сиденья и стоячие места в колоннаде с плоской крышей на верхнем ярусе, предназначенном для женщин и бедных. Зрители были защищены от дождя и палящего солнца. Доступ к различным уровням сидений осуществлялся по широким лестницам, каждая площадка и сиденье были пронумерованы.

Гладиаторы
Гладиаторы

Новая арена была также известна как амфитеатр Цезареум (охотничий театр) – отголосок охотничьих игр, которые проходили наряду с гладиаторскими состязаниями. Были также особые гладиаторы, которые сражались со львами, тиграми и другими животными. Животные не имели шансов в этих состязаниях и чаще всего были убиты на расстоянии копьями или стрелами. Были опасные животные, помимо львов, медведи, слоны, леопарды, гиппопотамы и быки, но были и беззащитные олени, страусы, жирафы и даже киты.

На арене был деревянный пол, покрытый песком, чтобы впитывать кровь (само слово «Арена» происходит от римского harena, означающего песок). Под ним, в глубине старого озера Нерона, был построен подземный комплекс коридоров и комнат, клеток для львов и тигров, продовольственных складов, раздевалок для зрителей. Люки отсюда открывались в полу самой арены, обеспечивая постоянные сюрпризы для зрителей и участников сражений.

Пол часто был озеленен скалами и деревьями, чтобы напоминать экзотические места во время постановки охоты на диких животных. В некоторых случаях, арена была затоплена, чтобы воссоздать модель морских сражений. Помимо игр, на Колизее ставились драматические спектакли, реконструкции исторических событий и даже проводились публичные казни. Католическая Церковь сегодня утверждает, что Колизей является святыней, где христианских мучеников скармливали хищникам.

Колосс, Рим, и мир

Именно размер театра был возможным источником ставшего общепризнанным названия Colosseo. Но более вероятно, что своим названием стадион обязан колоссальной бронзовой позолоченной статуи Нерона поблизости (статуя Нерона была названа в честь Колосса Родоса). Эта статуя была позже переделана преемниками Нерона в бога солнца Гелиоса, к ней добавили соответствующую солнечную корону.

Голова Нерона также несколько раз заменялась головами последующих императоров. Несмотря на языческое происхождение, статуя оставалась стоять в средневековую эпоху и, считалось, обладала магической силой. Она стала рассматриваться как символ незыблемости Рима.

Сохранилась знаменитая эпиграмма VIII века, которую можно процитировать так: «пока Колосс стоит, будет Рим; когда Колосс падет, Рим падет; когда Рим падет, так падет мир». Колосс в конце концов упал, возможно, его снесли, чтобы использовать бронзу. К 1000 году название Колизей было придумано для обозначения амфитеатра.

Сама статуя была почти забыта, сохранилось только ее основание, расположенное между Колизеем и близлежащим храмом Венеры и Рима. Другие романские языки также используют это название. Колизей есть в Румынии, Тунисе, Испании и Португалии. Но самый известный Колизей находится в Италии. А где находится Колизей в Италии? Конечно, в Риме. Он находится в ложбинке между тремя центральными столичными холмами.

Землетрясения, кражи и возрождение

В каком городе еще возможен был бы такой грандиозный развлекательный центр? Колизей прослужил своей публике около 450 лет. Но денег в казне становилось все меньше, а игры стояли дорого. В конце концов интерес римлян к играм угас. После падения Западной Римской Империи Колизей начал разрушаться.

Серия землетрясений в V веке нашей эры повредила это сооружение.
К десятому веку нашей эры Колизей был заброшен, и Рим казался тенью своего имперского величия. Внутри стадиона были построены дома и магазины, многие из которых использовали куски туфа, выдираемые из тела Колизея. Теперь он использовался как оборонительная стена, крепость от захватчиков.

Колизей ночью
Колизей ночью

В эпоху Возрождения Рим снова восстал, а из Колизея было украдено еще больше камней для новых палаццо. К 20 веку почти две трети первоначального здания было разрушено. Последующие реставрации были направлены на простое поддержание Колизея, никто всерьез не говорил о его полной реконструкции до 2000 года. 20 миллионов евро затрачено на восстановление этого шедевра. Сегодня это одна из самых популярных достопримечательностей современного Рима, принимающая миллионы посетителей в год.

Колизей в наши дни является культовым местом для Римско-Католической Церкви, так как каждую Страстную пятницу Папа Римский возглавляет освещенный факелом Крестный ход, который начинается в районе Колизея. Колизей изображен на итальянской версии пяти центовой монеты евро. Римская ночь сегодня – это Колизей, освещенный изнутри. Здание, построенное два века назад, чтобы развлечь римскую публику, Колизей никогда не перестает удивлять посетителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector